Испокон веков молодое поколение вызывало у взрослых негодование и шокировало своим грубым поведением. Нынешняя молодёжь также любит красивую жизнь, имеет дурные манеры и не уважает старших. С одной стороны, нет повода для волнения — всё происходит точно так же, как и много веков назад. Но с другой стороны наших детей окружает сейчас море соблазнов, среди них алкоголь, наркотики, токсикомания, которые могут разрушить их молодые жизни. И проблема зависимости подростков от ПАВ стала проблемой №1 как для школы, так и для родителей, и всего общества в целом. (предлагаю родителям ответить на вопросы):
- Что такое ПАВ (психоактивные вещества)?
- Что можно отнести к психоактивным веществам?
Ожидаемый результат: Психоактивными называются вещества растительного и химического происхождения, непосредственно влияющие на психическое состояние человека, изменяющие его сознание. К психоактивным веществам относятся:
- наркотики, наркотические вещества (в т. ч. конопля);
- алкоголь (в т. ч. пиво);
- некоторые лекарственные средства;
- токсические вещества (в т. ч. клей, бензин, газ и др.);
- психостимуляторы (в т. ч. кофе, чай, табак, кофеин).
Понятно, что употребление ПАВ — сложное и противоречивое явление современной массовой культуры. С одной стороны, употребление ПАВ поощряется рекламой в коммерческих целях. С другой стороны, употребление ПАВ является риском возникновения сердечно-сосудистых, онкологических и других заболеваний, а также это причина несчастных случаев и преступлений. Для взрослых людей курение и употребление алкоголя – их личное дело, в том случае, если это не приносит вред окружающим.
Как родители могут повлиять на выбор детей? Предлагаю вам послушать притчу.
«Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел тонущих в реке детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать на помощь. Тот стал помогать тем, кто ещё держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь. Но тот, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги. «Разве тебе безразлична судьба детей?» — спросили спасатели. А путник ответил: «Я вижу, что вы вдвоём пока справляетесь. А я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в воду и постараюсь это предотвратить.»
Эта притча говорит о том, что к решению проблемы «тонущих» детей существует 2 подхода:
1- предотвратить
2- спасать
Задача родителей и педагогов — «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», т.е. заниматься профилактикой.
В любом случае родителям, со своей стороны, необходимо выполнять следующие функции:
- Прививать сыну или дочери самостоятельность в поступках
- Формировать убеждение о вреде наркотиков, алкоголя, сигарет, опасности их употребления и фатальной закономерности расплаты.
- Осуществлять текущий контроль
- И самое главное, нужно рассказать и показать детям альтернативу этим веществам. Такой альтернативой может быть ваша любовь к ребёнку, добрые отношения в семье.
Отсутствие внимания, поддержки и одобрения ведёт к формированию у ребёнка таких черт личности, как незащищённость, отсутствие ощущения безопасности, неуверенность и тревожность. А это, в свою очередь, может толкнуть его к поиску способов обретения уверенности в себе, снятия стресса путём употребления ПАВ за компанию и в одиночку. Да, мы не можем, оберегая детей от невзгод жизни, поместить их под стеклянный купол. Но мы можем и должны позаботиться о том, что их окружает. Мы можем создать свою маленькую и очень добрую вселенную в семье, в своём доме. И пусть хотя бы здесь их окружает любовь! Ваше влияние на детей огромно, дети являются зеркалом ваших действий и мыслей. Будьте примером для своих детей во всём, и тогда нам не нужно будет их «спасать из реки дурных привычек»!