Давно уже стали аксиомой слова: знание — это сила.
Неоспоримая миссия учителя — идти в ногу со временем, с целью формирования у обучающихся актуальных знаний, которые они смогут практически использовать в 21 веке. Для этого каждому педагогу необходимо внедрить в собственную практику новые подходы в преподавании и обучении.
Основа для получения знаний в школе – это школьный урок, который ежедневно ставит перед каждым учителем проблему: как научить каждого, особенно если этот урок является ещё и дистанционным.
В современном мире существует огромное количество источников знаний. И одним из таких источников является дистанционное обучение в школе, когда на первый план выходят интернет, различные информационные коммуникационные технологии, без которых уже нельзя представить современное образование.
Глупо ностальгировать за прошлым, так как с огромной скоростью меняются устоявшиеся подходы и методики и, самое главное, меняются потребности современных учеников.
Нужно принимать нынешние обстоятельства и активно подстраиваться под перемены. Да, вирус мирового масштаба полностью изменил наше понятие об обучении. И у родителей, и у школы появилось много вопросов: «Как учить удаленно, чтобы знания оставались качественными?», «Какие использовать образовательные технологии и методики, позволяющие максимально усвоить материал при дистанционном обучении?», «Как учащимся распределять дома время на учёбу, отдых, хобби?».
Нынешние ученики давно уже уверенно используют современные гаджеты, с легкостью ориентируются на образовательных порталах, имеют личные аккаунты в социальных сетях и мессенджерах. И поэтому большинство из них довольно уверенно и безболезненно вошли в мир школьного дистанционного обучения.
Как же проходит дистанционное обучение в средней школе №5 имени Бауыржана Момышулы города Костаная?
В школе работает высокопрофессиональный педагогический коллектив, способный решать практически любую задачу, творческий, активный, открытый к поиску. Это команда единомышленников, где преобладают отношения партнерского сотрудничества, уважения, доверия, а атмосфера успеха стала нормой жизни.
Поэтому естественно, что в условиях пандемии при организации дистанционного обучения в школе было приложено максимальное количество сил как администрации, так и всего педагогического коллектива.
Конечно, дистанционное обучение для нас это новый опыт. Очень много времени требуется на качественную подготовку материала к уроку. Ведь нужно строить урок так, чтобы действительно заинтересовать ученика, чтобы он самостоятельно смог освоить тему и выполнить задание на закрепление.
Поэтому для того, чтобы ввести дистанционное обучение, было много изучено информационных технологий и образовательных платформ, позволяющих осуществлять дистанционное обучение – ZOOM, ONLINEMEKTEP, BilimLand, Дарын-ONLAIN и другие.
За короткое время педагоги школы научились в различных программах создавать видеоуроки, благодаря чему была создана база методически грамотно построенных видеоуроков, использование которых помогает в организации учебного процесса. Учителя казахского языка, русского языка, истории неоднократно принимали участие в областных конкурсах по созданию видеоуроков, посвященных жизни и творчеству Б.Момышулы.
Также на протяжении всего периода пандемии учителя школы принимают активное участие в разработке онлайн-уроков в рамках реализации проекта ONLAIN — MEKTEP. Заместитель директора по научно-методической работе Жанар Козыбаевна Ерденова является экспертом уроков проекта ONLAIN — MEKTEP в сотрудничестве с ТОО «Bilim Media Group» на республиканском уровне.
Во время дистанционного обучения ни один обучающийся не остаётся без внимания школы и всего педагогического коллектива.
Каждый учитель-предметник и классный руководитель постоянно находятся на связи с учащимися и знают обо всех проблемах, как самого ребёнка, так и каждой семьи.
Недостатком дистанционного обучения является то, что ребенку по ту сторону экрана необходима еще и живая связь, личный отзыв учителя, его авторитет. Поэтому при проведении дистанционных уроков наши педагоги постоянно мотивируют и поддерживают учеников своим вниманием, похвалами за проделанную работу, чтобы вызывать у детей желание получать знания.
Кроме учебного процесса в дистанционном режиме, проводятся постоянно, начиная с четвёртой четверти прошлого учебного года, внеклассные мероприятия: челлендж «Біз біргеміз!» — «Мы вместе!», эстафета к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «Мы — наследники Победы».
Учащиеся нашей школы приняли самое активное участие в онлайн-мероприятиях, посвящённых 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Так ученица 10 «Б» класса Кудрявцева Дарья заняла первое место в городском конкурсе эссе «Расскажи, чей ты внук?», а также первое место в конкурсе видеороликов, посвящённых своему прадеду — герою Великой Отечественной войны.
Активное участие обучающиеся нашей школы приняли и в онлайн — акции «Читаем вместе книги о войне».
А 4 сентября 2020 года в средней школе №5 имени Б.Момышулы города Костаная на платформе ZOOM прошла онлайн-литературная гостиная «Созвучие великих – Абай и Пушкин», посвященная празднованию Дня языков народа Казахстана.
Целью проведённой литературной гостиной было дать представление учащимся о взаимосвязи двух национальных литератур, ознакомить с общими тенденциями развития русской и казахской литературы на примере родства творчества двух великих поэтов – Абая и Пушкина.
Учителя нашей школы на практике дистанционного обучения активно используют методики синхронного и асинхронного обучения. Методика синхронного дистанционного обучения предусматривает общение учащегося и преподавателя в режиме реального времени — on-line общение. Это активно задействуется почти у каждого педагога платформа ZOOM, по которой проводятся уроки, классные часы, родительские собрания.
Методика же асинхронного дистанционного обучения применяется нашими педагогами тогда, когда невозможно общение между преподавателем и учащимся в реальном времени — так называемое off-line общение.
Особое внимание при работе с обучающимися учителя-предметники уделяют тому, чтобы школьник научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации. Умел с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности, и имел при этом возможность работать в удобное для него время, то есть иметь гибкий график, позволяющий ему избежать стрессовой ситуации.
Все внимание педагогического коллектива школы направлено на то, чтобы самостоятельное приобретение знаний у обучающихся не носило пассивный характер. Для этого учителя-предметники стараются на своих дистанционных уроках при помощи различных методик и приёмов, особенно в этом помогает технология критического мышления, вовлечь учащегося в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся только овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем окружающей действительности.
Для всех обучающихся, чьи семьи оказались в трудной жизненной ситуации, на период дистанционного обучения из школьного фонда были выделены компьютеры и ноутбуки, роутеры, безлимитный интернет.
Администрация школы постоянно проводит видеоконференции с учителями школы, где обсуждаются и решаются вопросы по организации дистанционного обучения детей, особенно учащихся из многодетных и малообеспеченных семей, доводит информацию об изменениях, происходящих в сфере образования.
Также администрация школы проводит педагогические консультации для родителей, которые испытывают трудности во время дистанционного обучения. Поддерживается постоянная связь с родительским комитетом каждого класса.
Психологом школы Микибаевой Асем Габитовной проводятся консультации и тренинги с учениками и родителями в режиме дистанционного обучения, что помогает им избежать стрессовой ситуации, связанной с вынужденной самоизоляцией.
Мы живём в удивительное время. И не принять его изменений — означает сдаться.
А это не в правилах педагогов средней школы №5 имени Б.Момышулы. Поэтому администрация и педагогический коллектив школы активно работает над вызовами времени, решая все возникшие проблемы в созидательном ключе.
Педагогический коллектив
ГУ «Средняя школа №5 имени Бауыржана Момышулы
отдела образования акимата города Костаная»