ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ…

Давно  уже стали аксиомой слова: знание — это сила.

Неоспоримая миссия учителя — идти в ногу со временем, с целью  формирования  у обучающихся  актуальных знаний, которые они  смогут практически  использовать  в 21 веке. Для этого каждому педагогу  необходимо внедрить в собственную  практику новые подходы  в  преподавании и обучении.

Основа для получения знаний в школе – это школьный урок, который ежедневно ставит перед каждым учителем проблему: как научить каждого, особенно если этот урок является ещё и дистанционным.

В современном мире существует огромное количество источников знаний. И одним из таких источников  является  дистанционное обучение в  школе, когда   на первый план выходят интернет, различные информационные  коммуникационные технологии, без которых уже нельзя представить современное образование.

 Глупо ностальгировать за прошлым, так как с огромной скоростью  меняются устоявшиеся подходы и методики и, самое главное, меняются потребности современных учеников.

 Нужно принимать нынешние обстоятельства и активно подстраиваться под перемены. Да, вирус мирового масштаба полностью изменил наше понятие об обучении. И у родителей, и у школы появилось много вопросов: «Как учить удаленно, чтобы знания оставались качественными?», «Какие использовать  образовательные технологии и методики, позволяющие максимально усвоить материал при дистанционном обучении?», «Как учащимся распределять дома время на учёбу, отдых, хобби?».

Нынешние ученики давно уже уверенно используют современные гаджеты, с легкостью ориентируются на образовательных порталах, имеют личные аккаунты в социальных сетях и мессенджерах. И поэтому большинство из них  довольно уверенно и безболезненно  вошли в мир школьного дистанционного обучения.

Как же проходит дистанционное обучение в средней школе №5 имени Бауыржана Момышулы города Костаная?

В  школе работает  высокопрофессиональный педагогический коллектив, способный решать практически любую задачу, творческий, активный, открытый к поиску.  Это команда единомышленников, где преобладают отношения партнерского сотрудничества, уважения, доверия, а атмосфера успеха стала нормой жизни.

Поэтому естественно, что в условиях пандемии при организации дистанционного обучения в школе было приложено максимальное количество сил как администрации, так и всего педагогического коллектива.

Конечно, дистанционное обучение для нас это новый опыт. Очень много времени требуется на качественную подготовку материала к уроку. Ведь нужно строить урок так, чтобы действительно заинтересовать ученика, чтобы он самостоятельно смог освоить тему и выполнить задание на закрепление.

Поэтому для того, чтобы ввести дистанционное обучение, было много изучено информационных технологий и образовательных платформ, позволяющих осуществлять дистанционное обучение – ZOOM, ONLINEMEKTEP, BilimLand, Дарын-ONLAIN и другие.

За короткое время  педагоги школы научились в различных программах создавать видеоуроки, благодаря чему  была создана база методически грамотно построенных  видеоуроков, использование которых помогает в организации учебного процесса. Учителя   казахского языка, русского языка, истории неоднократно принимали участие в областных конкурсах по созданию видеоуроков, посвященных  жизни и творчеству Б.Момышулы.

Также на  протяжении всего периода пандемии учителя школы принимают активное участие в разработке онлайн-уроков в рамках реализации проекта ONLAIN —  MEKTEP. Заместитель директора по научно-методической работе Жанар Козыбаевна Ерденова  является экспертом уроков проекта ONLAIN —  MEKTEP в сотрудничестве с ТОО «Bilim Media Group» на республиканском уровне.

Во время дистанционного обучения ни один обучающийся не остаётся без внимания  школы и всего педагогического коллектива.

 Каждый учитель-предметник и классный руководитель постоянно находятся на связи с  учащимися и знают обо всех проблемах, как самого ребёнка, так и  каждой семьи.

Недостатком дистанционного обучения  является то, что ребенку по ту сторону экрана необходима еще и живая связь, личный отзыв учителя, его авторитет. Поэтому при проведении дистанционных уроков наши педагоги постоянно мотивируют и поддерживают учеников своим вниманием, похвалами за проделанную работу, чтобы вызывать  у детей желание  получать знания.

Кроме учебного процесса в дистанционном режиме, проводятся постоянно, начиная с четвёртой четверти прошлого учебного года,  внеклассные  мероприятия: челлендж «Біз біргеміз!» — «Мы вместе!», эстафета к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «Мы — наследники Победы».

Учащиеся нашей школы приняли самое активное участие  в онлайн-мероприятиях, посвящённых 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Так ученица 10 «Б» класса Кудрявцева Дарья заняла первое место в городском конкурсе эссе «Расскажи, чей ты внук?», а также первое место в конкурсе видеороликов, посвящённых своему прадеду — герою Великой Отечественной войны.

Активное участие  обучающиеся нашей школы приняли и в онлайн — акции «Читаем вместе книги о войне».

А  4 сентября  2020 года в средней школе №5 имени Б.Момышулы города Костаная   на платформе ZOOM прошла  онлайн-литературная  гостиная  «Созвучие великих – Абай и Пушкин», посвященная  празднованию Дня языков народа Казахстана.

Целью проведённой  литературной гостиной было дать представление учащимся о взаимосвязи двух национальных литератур,  ознакомить с общими тенденциями развития русской и казахской литературы на примере родства творчества двух великих поэтов – Абая и Пушкина.

Учителя нашей школы  на практике  дистанционного обучения активно используют методики синхронного и асинхронного обучения. Методика синхронного дистанционного обучения предусматривает общение учащегося и преподавателя в режиме реального времени — on-line общение. Это активно задействуется почти у каждого педагога платформа ZOOM, по которой проводятся уроки, классные часы, родительские собрания.

Методика же асинхронного дистанционного обучения применяется  нашими педагогами тогда, когда невозможно общение между преподавателем и учащимся в реальном времени — так называемое off-line общение.

Особое внимание при работе с обучающимися  учителя-предметники  уделяют тому,  чтобы школьник научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации.  Умел с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности, и имел при этом возможность работать в удобное для него время, то  есть иметь гибкий график, позволяющий ему избежать стрессовой ситуации.

Все внимание педагогического коллектива школы направлено на то, чтобы самостоятельное приобретение знаний у обучающихся  не носило  пассивный характер. Для этого учителя-предметники  стараются на своих  дистанционных уроках при помощи различных методик и приёмов, особенно в этом помогает технология критического мышления, вовлечь учащегося в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся только овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем окружающей действительности.

Для всех обучающихся, чьи семьи  оказались в трудной жизненной ситуации,  на период дистанционного обучения из школьного фонда были выделены компьютеры и ноутбуки, роутеры, безлимитный интернет.

Администрация школы постоянно  проводит видеоконференции с учителями школы, где обсуждаются и решаются вопросы по организации дистанционного обучения детей, особенно учащихся  из многодетных и малообеспеченных семей, доводит информацию об изменениях, происходящих в сфере образования.

Также администрация школы  проводит педагогические консультации для родителей, которые испытывают трудности во время дистанционного обучения. Поддерживается постоянная связь с родительским комитетом каждого класса.

Психологом школы Микибаевой Асем Габитовной проводятся консультации и тренинги с учениками и родителями в режиме дистанционного обучения, что помогает им избежать стрессовой ситуации, связанной с вынужденной самоизоляцией.
Мы живём в удивительное время. И не принять его изменений — означает сдаться.
А это не в правилах педагогов средней школы №5 имени Б.Момышулы. Поэтому  администрация и педагогический коллектив школы  активно работает над вызовами времени, решая все возникшие проблемы в созидательном ключе.

Педагогический коллектив
ГУ «Средняя школа №5 имени Бауыржана Момышулы
отдела образования акимата города Костаная»