Современная школа находится на стадии динамического обновления, постоянно происходит совершенствование содержания, организационных форм, а также инновационных технологий обучения. Наша школа так же динамично движется вперед в ногу со временем. Наши учителя постоянно повышают свою квалификацию, совершенствуют методику преподавания. Наш непосредственный руководитель является ярким примером, которая ведет своих сотрудников к новым достижениям в улучшении преподавания. Ею было предложено создать сообщества учителей и внедрить в свою практику метод Lesson Study. Мы с коллегами стали изучать руководство, чтобы суметь правильно внедрить и использовать данный метод. Наши традиционные наблюдения в классе имеют тенденцию сосредотачиваться на том, что учитель делает во время урока, а на уроке исследования наблюдения направлены на процесс обучения учеников. Ознакомившись руководством, мы пришли к общему мнению, что на сегодняшний день этот метод актуален и необходим в современной школе.
Была создана фокус-группа в составе творчески работающих учителей. Это – Муратова А.Ж. (учитель английского языка), Таран Е.С. (учитель математики), Ибраева Г.Б. (учитель казахского языка и литературы), Аллахвердиева И.К. (учитель истории), Карабасова Д.К. (модератор, учитель казахского языка и литературы), Жалгасов Ж.Н. (учитель математики). Провели заседание группы для определения исследуемого вопроса, ожидаемых результатов и установили основные правила.
Выбрали вопрос исследования: «Как повлияет применение новых подходов и методов в обучении на развитие навыков самостоятельной работы учащихся?»
Поставили перед собой задачи исследования: создать условия, способствующие повышению интереса к учению через организацию работы в группах и дать возможность развитию мыслительной деятельности каждого ученика в процессе обучения через преподавания и обучения в соответствии с возрастными особенностями учеников.
Определили наблюдаемый класс 9 «Б-1». Это кадетский класс, состоящий из мальчиков. Почему наш выбор остановился на этом классе? Во-первых, ученики в этом классе часто не согласны формой оценивания учителей. Во-вторых, в этом классе преподают три сертифицированных учителя. В-третьих, на базе данного класса планируем сформировать 10 класс. И поэтому мы решили, что с помощью наблюдения научим учеников оценивать свои знания объективно, сможем увидеть ошибки учащихся и учителей, найдем выход как их избежать и повысить качество преподавания и обучения.
Выбрали 3 исследуемых ученика: высокий уровень, средний уровень и низкий уровень мотиваций к обучению. Составили ожидаемые результаты для наблюдаемых учащихся.
Ученик А | Ученик В | Ученик С |
-примет активное участие на уроке
-творчески подойдет к выполнению заданий -открыто выскажет свое мнение по теме -выполнит роль координатора в группе -даст оценку работе группы и своей работе |
-примет участие в работе группы
-сможет рассуждать по теме -предложит свою точку зрения по теме -самостоятельно выполнит задания -сможет взять инициативу на себя -оценит свою работу |
-вместе с группой выполнит задания
-примет участие в обсуждении -сможет оценить свою работу -работа в сотрудничестве даст ему мотивацию к учению |
Установили день заседания и запланировали план работы на учебный год: (план работы творческой группы 2016-2017 учебный год)
МЕСЯЦ | ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ | МЕСТО И ВРЕМЯ | ОТВЕТСТВЕННЫЕ |
ОКТЯБРЬ | 1.Изучение руководства по методу «Lesson Study»
2.Создание группы 3.Ознакомление с основными правилами работы 4.Совместное составление плана работы на учебный год 5.Совместное планирование урока, доработка при помощи советов и рекомендаций коллег по улучшению планирования урока английского языка по теме «Радости жизни. Свободное время» |
10.10.2016 – 13.00
в кабинете зам. директора по НМР
|
Карабасова Д.К.
и члены группы
|
1.Определение схемы планирования, наблюдения и обсуждения урока.
2.Результаты диагностики по выявлению учеников уровня АВС для наблюдения. 3.Совместное планирование урока, его анализ, доработка при помощи советов и рекомендаций коллег по улучшению планирования урока английского языка по теме «Мое увлечение – Музыка» |
14.10.2016 – 13.00
в кабинете зам. директора по НМР
|
1.Карабасова Д.К. и члены группы
2.Аллахвердиева
3.Муратова А.Ж. и члены группы |
|
1.Совместное планирование урока, его анализ, доработка при помощи советов и рекомендаций коллег по улучшению планирования урока английского языка по теме «Мое увлечение – спорт» | 18.10.2016 – 13.00
в кабинете зам. директора по НМР |
1.Муратова А.Ж. и члены группы | |
1.Анализ и пересмотр пройденных трех последовательных уроков, доработка при помощи советов и рекомендаций коллег по улучшению планирования серии уроков географии во второй четверти.
2.Публикация материала в газете «Учительская плюс». |
24.10.2016 – 13.00
в кабинете зам. директора по НМР
|
1.Муратова А.Ж. и члены группы.
2.КарабасоваД.К. |
|
1.Рефлексивный отчет членов группы
2.Рекомендации по наблюдениям уроков 3.Предоставление всех листов наблюдения 4.Предоставление разработки уроков и работы учащихся 5.Предоставление фото и видео отчетности 6.Предоставление протоколов совещаний за 1-четверть 7.Отчет творческой группы о проделанной работе за 1-четверть |
29.10.2016 – сдать все отчеты и материалы | Все члены группы
Муратова А.Ж. Нуржанов М.Т. Таран Е.С. Карабасова Д.К. |
|
НОЯБРЬ | 1.Определить формы и методы обучения на 2-четверть
2.Совместное планирование серии последовательных уроков по географии |
11.11.2016 – 13.00
в кабинете зам. дир. по НМР |
Аллахвердиева И.К.
и члены группы |
1.Доработка при помощи советов и рекомендаций коллег по улучшению планировании серии последовательных уроков по географии
2.Расписать ожидаемый результат учеников в листах наблюдения, опираясь на разработанные виды работ |
18.11.2016 – 13.00
в кабинете зам. директора по НМР
|
Аллахвердиева И.К.
и члены группы |
|
НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ | Анализ и пересмотр пройденного урока географии по теме «Металлургия легких цветных металлов, металлургия и окружающая среда» и рекомендации коллег по улучшению планировании следующего занятия | 28.11.2016 – 13.00
в кабинете зам. директора по НМР |
Аллахвердиева И.К.
и члены группы |
Анализ и пересмотр пройденного урока географии по теме «Химический комплекс» и рекомендации коллег по улучшению планировании следующего занятия | 02.12.2016 – 13.00
в кабинете зам. дир. по НМР |
Аллахвердиева И.К.
и члены группы |
|
1.Анализ и пересмотр пройденных трех последовательных уроков, доработка при помощи советов и рекомендаций коллег по улучшению планирования серии уроков математики в третьей четверти
2.Публикация материала в газете «Учительская плюс» |
09.12.2016 – 13.00
в кабинете зам. директора по НМР
|
1.Аллахвердиева
и члены группы.
2. Ибраева Г.Б. |
|
1.Рефлексивный отчет членов группы
2.Рекомендации по наблюдениям уроков 3.Предоставление всех листов наблюдения 4.Предоставление разработки уроков и работы учащихся 5.Предоставление фото и видео отчетности 6.Предоставление протоколов совещаний за 2-четверть 7.Отчет творческой группы о проделанной работе за 2-четверть |
23.12.2016 – сдать все отчеты и материалы | Все члены группы
Аллахвердиева И.К. Нуржанов М.Т. Таран Е.С. Карабасова Д.К. |
ЯНВАРЬ | 1.Определить формы и методы обучения на 3-четверть
2.Совместное планирование серии последовательных уроков по математике |
20.01.2017 – 13.00
в кабинете № 12 |
Жалгасов Ж.Н.
и члены группы |
1.Доработка при помощи советов и рекомендаций коллег по улучшению планировании серии последовательных уроков математики
2.Расписать ожидаемый результат учеников в листах наблюдения, опираясь на разработанные виды работ
|
27.01.2017 – 13.00
в кабинете № 12
|
Жалгасов Ж.Н.
и члены группы |
|
ФЕВРАЛЬ | Анализ и пересмотр пройденного урока математики по теме «Тригонометрические функции и их свойства» и рекомендации коллег по улучшению планировании следующего занятия | 03.02.2017 – 13.00
в кабинете № 12 |
Жалгасов Ж.Н.
и члены группы |
Анализ и пересмотр пройденного урока математики по теме «Основные тригонометрические тождества» и рекомендации коллег по улучшению планировании следующего занятия | 06.02.2017 – 13.00
в кабинете № 12 |
Жалгасов Ж.Н.
и члены группы |
|
1.Анализ и пересмотр пройденных трех последовательных уроков, доработка при помощи советов и рекомендаций коллег по улучшению планирования серии уроков математики в третьей четверти.
2.Публикация материала в газете «Учительская плюс» |
09.02.2017 – 13.00
в кабинете № 12
|
1.Жалгасов Ж.Н.
и все члены группы.
2. Таран Е.С. |
|
1.Рефлексивный отчет членов группы
2.Рекомендации по наблюдениям уроков 3.Предоставление всех листов наблюдения 4.Предоставление разработки уроков и работы учащихся 5.Предоставление фото и видео отчетности 6.Предоставление протоколов совещаний за 3-четверть 7.Отчет творческой группы о проделанной работе за 3-четверть
|
24.02.2017 – сдать все отчеты и материалы | Все члены группы
Жалгасов Ж.Н. Нуржанов М.Т. Таран Е.С. Карабасова Д.К. |
|
МАРТ-АПРЕЛЬ | 1.Определить формы и методы обучения на 4-четверть
2.Совместное планирование серии последовательных уроков по казахскому языку |
31.03.2017 – 13.00
в кабинете № 12 |
Ибраева Г.Б.
и члены группы |
1.Доработка при помощи советов и рекомендаций коллег по улучшению планировании серии последовательных уроков казахского языка
2.Расписать ожидаемый результат учеников в листах наблюдения, опираясь на разработанные виды работ
|
07.04.2017 – 13.00
в кабинете № 12
|
Ибраева Г.Б.
и члены группы |
|
АПРЕЛЬ | Анализ и пересмотр пройденного урока казахского языка по теме «Қазақ елінің спорт тарихы (Қажымұқан Мұңайтпасов)» и рекомендации коллег по улучшению планировании следующего занятия | 19.04.2017 – 13.00
в кабинете № 12 |
Ибраева Г.Б.
и члены группы |
Анализ и пересмотр пройденного урока казахского языка по теме «Шахмат қалай пайда болды?» и рекомендации коллег по улучшению планировании следующего занятия | 22.04.2017 – 13.00
в кабинете № 12 |
Ибраева Г.Б.
и члены группы |
|
1.Анализ и пересмотр пройденных трех последовательных уроков, доработка при помощи советов и рекомендаций коллег по улучшению планирования серии уроков казахского языка.
2.Публикация материала в интернет ресурсах. 3.Публикация материала в газете «Учительская плюс»
|
24.04.2017 – 13.00
в кабинете № 12
|
1. Ибраева Г.Б.
и члены группы
2. Члены группы 3. Муратова А.Ж. |
|
1.Рефлексивный отчет членов группы
2.Рекомендации по наблюдениям уроков 3.Предоставление всех листов наблюдения 4.Предоставление разработки уроков и работы учащихся 5.Предоставление фото и видео отчетности 6.Предоставление протоколов совещаний за 4-четверть 7.Отчет творческой группы о проделанной работе за 4-четверть
|
28.04.2017 – сдать все отчеты и материалы | Все члены группы
Ибраева Г.Б. Нуржанов М.Т. Таран Е.С. Карабасова Д.К. |
|
МАЙ | Сбор материалов и разработка брошуры по внедрению метода
«Lesson Study» для лицензирования работы
|
25.05.2017 – сдать все материалы | Все члены группы
|
Выбрали четыре предмета и разбили их по четвертям: (график проведения уроков наблюдения)
Темы уроков наблюдения | Дата проведения | Урок | Используемые методы | Учитель
предмет кабинет |
|
1-четверть | Радости жизни. Свободное время.
|
18.10.2016 | 4 урок | Новые подходы в преподавании и обучении;
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников |
Муратова Айгуль Жараспаевна
(английский язык) кабинет № 22 |
Мое увлечение – Музыка
|
20.10.2016 | 5 урок | |||
Мое увлечение – спорт | 25.10.2016 | 4 урок | |||
2-четверть | Металлургия легких цветных металлов, металлургия и окружающая среда | 28.11.2016 | 6 урок | Оценивание для обучения и оценивание обучения;
Управление и лидерство в обучении |
Аллахвердиева Индира Казимовна
(география) кабинет № 22
|
Химический комплекс | 02.12.2016 | 2 урок | |||
Лесная, деревообрабатывающая, строительная промышленность | 05.12.2016 | 6 урок | |||
3-четверть | Тригонометрические функции и их свойства | 03.02.2017 | 5 урок | Обучение критическому мышлению;
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников |
Жалгасов Жандос Нурдаулетович
(математика) кабинет № 11 |
Основные тригонометрические тождества | 06.02.2017 | 1 урок | |||
Основные тригонометрические тождества | 09.02.2017 | 4 урок | |||
4-четверть | Қазақ елінің спорт тарихы (Қажымұқан Мұңайтпасов) | 19.04.2017 | 2 урок | Новые подходы в преподавании и обучении;
Обучение талантливых и одаренных учеников. |
Ибраева Гульжаухар Бахитовна
(казахский язык) кабинет № 12 |
Шахмат қалай пайда болды? | 22.04.2017 | 5 урок | |||
Қазақстан мерейін өсірген спортшылар | 24.04.2017 | 2 урок |
Первыми тремя последовательными уроками были уроки английского языка. На первых двух заседаниях разработали всей командой три последовательных урока с учетом, что центром нашего внимания во время наблюдения на уроке исследования должны быть ученики и сам урок. Для эффективности исследования разработали лист наблюдения, где прописывались все этапы урока и ожидаемый результат от каждого наблюдаемого ученика.
СХЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ, НАБЛЮДЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ УРОКА
Предмет: ______________________________________________________
Приоритет обучения: ____________________________________________
Учитель/наблюдатель: ___________________________________________
Какова цель обучения на данном Lesson Study
Разработка какой методики обучения является целью данного Lesson Study? Совершенствование |
||||||
Текущие достижения и критерии успеха | Исследуемый ученик А
____________________ Критерии успеха для данной фокусной группы |
Исследуемый ученик В
______________________ Критерии успеха для данной фокусной группы |
Исследуемый ученик С
___________________ Критерии успеха для данной фокусной группы |
|||
Этап серии уроков | Каким ожидаем ответ ученика | Как отвечает в результате наблюдения | Каким ожидаем ответ ученика | Как отвечает в результате наблюдения | Каким ожидаем ответ ученика | Как отвечает в результате наблюдения |
Этап: опрос д/з Защита презентации
(10 минут) |
творчески подойдет к выполнению задания, сможет свободно говорить по теме не опираясь на презентацию | Ученик А не предоставил возможность показать и защитить презентацию | сможет рассуждать, говорить по теме опираясь на презентацию | В результате наблюдения ученик В смог достичь ожидаемого результата | вместе в паре или в группе защитит презентацию
|
Ученик С не был готов к защите презентации |
Этап: Новая тема
(10 минут) |
примет активное участие на уроке,
выполнит роль координатора в группе |
Ученик А принимал активное участие в групповой работе, но роль лидера не проявлял | примет участие в работе группы, будет стараться выполнять все задания,
самостоятельно выполнит задания
|
Ученик В активно работал на уроке, смог проявить себя в качестве координатора группы | примет участие в обсуждении новой темы опираясь на учебник
|
Ученик С принимал участие в обсуждении новой темы опираясь на учебник и отвечал в том случае, если учитель конкретно направлял вопрос к нему. |
Заключительный этап: Защита постера, составление вопросов, перевод текста
(20 минут) |
сможет защитить постер, открыто выскажет свое мнение по теме,
даст оценку работе группы и своей работе |
с группой составлял и защищал постер, открыто смог высказывать свое мнение по теме | Сможет составить вопросы, отвечать на них, предложит свою точку зрения по теме,
оценит свою работу |
составлял и отвечал на все вопросы, дополнял ответы своей группы, задавал вопросы другим группам | сможет перевести текст опираясь на словарь
|
Вместе с группой переводил текст |
Что учащиеся смогли сделать? Какого прогресса они достигли, и каковы тому подтверждения? Предварительные идеи | сможет занять позицию лидера в группе | Работа в сильной группе показала, что ему трудно занять позицию лидера | сможет взять инициативу на себя,
|
смог в группе взять инициативу на себя
|
оценить свою работу | смог оценить свои возможности |
После первого урока собрались для анализа и доработки по улучшению планирования последующих уроков. По результатам наблюдения мы выявили недоработки с учениками высокого и низкого уровня обучения. Составленные задания были направлены на ученика со средним уровням обучения. Мы решили пересмотреть и дополнить разработки следующих уроков, учитывая мышление и взаимодействие учеников.
Отталкиваясь от результатов наблюдения, на втором совещании были предложены уровневые задания, самостоятельная работа учащихся, обобщение изученного координаторами групп, а также разделение групп по уровням мотивации обучения. После внесенных коррекций в план работы урока, поставленный нами ожидаемый результат, практически стал выполняться. На третьем уроке высокий и низкий уровень работали на много активнее, чем средний уровень. На последнем заседании группы по результатам первой четверти мы обсуждали пассивность среднего уровня и выявили, что ученику В можно усилить задания. В общем, каждый из наблюдаемых учеников показал небольшой рост с помощью дифференцированного подхода всей команды в разработке заданий ученикам, точнее применение в практике модуля «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников».
Для анализа и пересмотра проведенных уроков, применяли лист обсуждения урока, где был виден прогресс достижения каждого наблюдаемого, неожиданности выявленные во время наблюдения, западающие звенья и коррекция по улучшению преподавания и обучения. (Лист обсуждения по итогам урока)
ЗАПИСЬ ОБСУЖДЕНИЯ ПО ИТОГАМ УРОКОВ | |||
Исследуемый ученик А | Исследуемый ученик B | Исследуемый ученик C | |
Какого прогресса достиг каждый из учащихся?
Был ли он оптимальным? Какие результаты показывают другие учащиеся в представляемых ими группах? |
На первом уроке ученикА находясь в группе со слабыми и был активен, инициативу брал на себя. На следующие два урока учеников рассадили в группы по уровням знания. Здесь наш наблюдаемый стал пассивен. На следующий урок мы решили распределить задания и тогда он начал активней работать.
Другие учащиеся уровня А старались перетянуть на себя лидерство в группе. |
Ученик В достиг прогресса, даже где то выполнял требования поставленные к высокому уровню.
Другие ученики такого же уровня как ученикВ неплохо справлялись с заданиями. |
Прогресс не значителен, но изменения заметны в работе с группой
На ряду с учеником С еще двоя из низкого уровня показали свою активность в работе с группой |
Как помогал или мешал внедряемый метод (возможно, то и другое)? Какие были неожиданности? | Неожиданностью было то, что ученик А в группе с такими же как сам, стал пассивно работать
|
Неожиданностью было то, что в группе проявлял лидерские качества.
|
Со слов преподаваемого учителя было неожиданностью то, что сам мог строить предложения |
Какой аспект(-ы) метода обучения нуждается в последующем корректировании для повышения результатов каждого? | Творчески подход к выполнению заданий,
роль координатора в группе, проявление лидерских качеств
|
Уметь оценить свою работу и работу группы | Сумеет принимать участие в обсуждении
темы
|
Что мы должны постараться сделать в следующий раз? | Развивать талант и одаренность на основе инклюзивного подхода, также развивать лидерские качества среди учеников высокой мотивацией к обучению | Развивать лидерские качества через модули управление и лидерство в обучении; обучение в соответствии с возрастными особенностями | Развивать мотивацию к учению сотрудничая в группе и дать уверенность в себе через обучение в соответствии с возрастными особенностями |
Применяя метод Lesson Study на практике в течения месяца, мы убедились в том, что для сотрудничества и профессионального взаимодействия учителей этот способ наиболее подходящий и лучший. Благодаря данному методу, мы вместе планировали и разрабатывали уроки, учились вести наблюдения, анализировали и пересматривали подходы к обучению учащихся. Совместное планирование и сотрудничество помогло нам усовершенствовать свои инновационные педагогические подходы для удовлетворения потребностей учащихся. Анализ уроков показал нам возможные пути их совершенствования. Наблюдая за процессом обучения, мы начали задумываться о качестве своего преподавания к отдельным учащимся. Мы стали более заинтересованными процессом преподавания, мотивированными к новой работе. Запланированный первый этап нашей совместной работы прошел успешно. Это нас радует и вдохновляет на предстоящие наблюдения. Впереди у нас еще три четверти и три предмета, где нам предстоит продолжить исследование для получения знания о том, как ученики учатся и как нам правильно разрабатывать и проводить уроки. Маргарет Мид сказала: «Многие сомневаются в том, что небольшая группа думающих людей, преданных своему делу, способна изменить мир. В действительности, как показывает история, именно так всегда и происходит…» Возможно, наше исследование поможет улучшить качество преподавания в нашей школе.